Новости
12 апреля 2018, 07:03

Юбилей замечательного музыканта: На алтарь служения искусству…

Этот солнечный день, отмечаемый общественностью как День космонавтики примечателен еще и тем, что является юбилейным днем замечательного музыканта, кларнетиста по специальности, опытнейшего педагога, одного из основателей духовой школы Якутии, заслуженного деятеля искусств РС(Я), профессора Высшей школы музыки, солиста оркестра Государственного театра оперы и балета Валерия Федоровича Беляева. Маэстро сегодня — 75!

Творческий путь кларнетиста Валерия Федоровича Беляева до открытия Высшей школы музыки был творчески разнообразен: это и служба в духовых оркестрах за рубежом, и работа в различных симфонических оркестрах, и участие во всевозможных ансамблях вплоть до эстрадно-джазовых коллективов. Но, пожалуй, особенно ярко его музыкантское дарование проявилось на педагогическом поприще. Выдающийся музыкант, первая флейта симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии, заслуженный деятель искусств России, профессор Санкт-Петербургской консерватории им. Римского-Корсакова А.М. Вавилина-Мравинская с восторгом пишет:

«…Беляев Валерий Федорович относится к категории экстраординарных личностей, приносящих на алтарь служения искусству весь духовный потенциал, и для которых педагогика является смыслом жизни. Феномен его дарования заключается в мастерстве обучения ребят на различных инструментах — будь то гобой, кларнет, саксофон. При этом все исполнители на этих инструментах завоевывают призовые места на самых престижных конкурсах, проходящих у нас в стране, включая столичные города, где победу одержать могут только самые выдающиеся таланты…».

Сегодня кларнет звучит у нас в республике в качестве оркестрового, ансамблевого и сольного инструмента во многом благодаря деятельности В.Ф. Беляева — его ученики играют в симфоническом и духовом оркестрах, в различных ансамблях, выступают сольно. А география работы его выпускников простирается от Якутска до Москвы и Марокко.

Первые шаги В. Беляева в качестве преподавателя были сделаны еще в Омске, когда параллельно с работой в оркестре, он руководил детским духовым оркестром, этой деятельности сопутствовал успех: в 1989 году детский коллектив стал лауреатом конкурса ансамблей. У Беляева был некоторый опыт преподавания в Якутском музыкальном училище, позже он вел духовой оркестр во Дворце культуры им. Кулаковского, который вскоре стал лауреатом Республиканского конкурса духовых оркестров. В. Беляев вспоминает, что в 90-е годы в Якутске было всего четыре кларнетиста, из которых половина — приглашенных. Существовала постоянная «текучка» кадров не только кларнетистов, но и гобоистов. Словом, наблюдался хронический дефицит музыкантов оркестровых специальностей.

С открытием Высшей школы музыки в 1993 году Валерий Федорович был приглашен в педагогический состав нового учебного заведения в качестве преподавателя по классу кларнета. В ВШМ с самого начала была задана высокая планка подготовки кларнетистов. Большую роль в этом сыграл доцент Российской академии музыки Николай Васильевич Волков, который был постоянным приглашенным консультантом. Беляев с большой теплотой вспоминает безвременно ушедшего коллегу, с которым, кроме профессиональных, сложились очень теплые личные отношения. Одним из факторов успеха стало также тесное взаимодействие с профессорами российских консерваторий и вузов искусств. Это — профессора Российской академии музыки им. Гнесиных и Московской консерватории И.П. Мозговенко, А.А. Федотов, В. Иванов, М.К. Шапошникова, Р.О. Багдасарян.

Первый набор в ВШМ, как показала практика, оказался самым результативным — по всей республике было прослушано около девяти тысяч детей, из которых отобрано 100 человек. Класс кларнета вначале состоял из восьми человек. Но, среди них, выпускники, которыми гордится не только школа, но и вся республика. Это лауреаты международных, российских конкурсов кларнетисты Догуева Ирина (ныне работает в оркестре «Русская филармония», Москва), Пайдютов Георгий (артист симфонического оркестра им. П. Когана), Сергучев Тарас (артист филармонии Якутии, преподаватель ВШМ), Гаврильев Вилорд (концертмейстер группы кларнетов  симфонического оркестра ГТОБ, преподаватель ВШМ), квинтет духовых инструментов в составе: Л. Ощепкова, И. Догуева, А. Петров, П. Попов, Т. Пестерева, саксофонист Петров Алексей и  т.д. Несколько позже из класса Беляева вышли лауреаты международных, всероссийских, региональных конкурсов: гобоисты Татьяна Пестерева (работает в Королевском симфоническом оркестре, Марокко), Ольга Готовцева (солистка симфонического оркестра БСО), Егорова Алена (концертмейстер группы гобоитсов симфонического оркестра ГТОБ), Татьяна Романова (концертмейстер группы гобоистов симфонического оркестра филармонии Якутии), кларнетистка Алина Готовцева (закончила Московскую консерваторию) и Богомолов Евгений (студент МГК), саксофонисты Никита Пивень, Нарыйя Алексеева и др.

Педагогические принципы В. Беляева явились логическим продолжением его исполнительского пути, в котором на первом месте было выявление содержания исполняемого произведения и подчинение технических приемов игры требованиям художественного целого. Ведь Валерию Федоровичу довелось играть под началом знаменитых дирижеров — практически весь цвет дирижерской элиты! Это первый исполнитель Седьмой симфонии Д. Шостаковича Карл Элиасберг, Абрам Стасевич, Арнольд Кац,  Марк Паверман, Геннадий Правоторов,  Максим Шостакович, Евгений Вербицкий, Владимир Федосеев, Натан Рахлин, Эмиль Хачатурян, Галина Кривошапко и др. Валерий Федорович вспоминает и превосходных солистов: это блистательные скрипачи Эдуард Грач, Борис Гутников, Игорь Безродный, Владимир Спиваков, Лиана Исакадзе, замечательные пианисты Лев Власенко, Михаил Плетнев, Александр Ведерников, прекрасные певцы: Павел Лисициан, Борис Штоколов, Артур Эйзен и др. Играл оркестр и с различными творческими коллективами, такими как хоровые капеллы под руководством Чекиджяна, Юрлова и т.д.

В своей работе с учениками Беляев придерживается принципа последовательности развития исполнительского мастерства кларнетиста. При этом он кропотливо работает над такими необходимыми исполнительскими компонентами как атака звука, развитие опертого исполнительского дыхания, штрихи, вибрато, постановка губ, подбор подходящего мундштука. Затем насущными становятся работа над мягкостью, певучестью звука, тонкой и выразительной фразировкой, достижение технического оснащения. Объектом особого внимания педагога всегда является тембр инструмента, его насыщенность обертонов во всех регистрах. Однако педагог старается учить юных исполнителей комплексно, одновременно развивая все стороны исполнения в условиях сознательной, осмысленной работы на инструменте.

Весь свой исполнительский опыт, все свои знания, полученные в ходе многолетней практической работы В. Беляев успешно применяет в работе с учениками. Он настойчиво воспитывает у своих учеников хороший вкус, умение критически оценивать свои недостатки, нетерпимость к небрежной игре — качества, которые определяются таким понятием, как культура исполнения. Его ученики уже через два-три года обучения небезуспешно пробуют свои силы в оркестровой игре. Такой практико-ориентированный подход активно двигает учеников не только в части развития навыка чтения с листа, но и в росте их технического мастерства.

Валерий Федорович умеет создать на уроке творческую атмосферу, вызвать у ученика желание достичь поставленных целей, умело соотносит объяснения относительно преодоления исполнительских трудностей с показом на инструменте. По отзывам учеников, Валерий Федорович словно стал для них отцом, во всем доверяющим своим воспитанникам. И они отвечают ему тем же, делятся всеми радостями и бедами, успехами и неудачами. Ирина Догуева, одна из первых его учениц, говорит: «О музыкальной школе у меня остались самые хорошие воспоминания и, в первую очередь, благодаря моему педагогу по кларнету Валерию Федоровичу. Проучившись в его классе в течение десяти лет, я знаю, что он заботился о нас, своих учениках, как о своих родных детях, бескорыстно даря свою доброту и терпение. Вспоминаю, что нам, его ученикам, «жилось» очень комфортно: мы не знали проблем с «добыванием» нот, тростей, других аксессуаров для инструмента и его ремонта. Все концертные и конкурсные поездки проходили, конечно же, в сопровождении Валерия Федоровича. Валерий Федорович очень редко хвалил нас — не могу вспомнить, бывали ли такие моменты. Я заслужила похвалу, только став профессиональным музыкантом. Оглядываясь назад на свои школьные годы, понимаю, что мне повезло встретить в самом начале своего обучения такого замечательного человека, который дал нам не только профессиональную закалку, но и заложил не менее ценную нравственную основу: добро, любовь и терпение. Хотелось бы пожелать, чтобы нынешние ученики Валерия Федоровича ценили бы и уважали его труд настоящего воспитателя, который вкладывает в них все самое лучшее».

Валерий Федорович уделяет внимание и методической работе: он проводит мастер-классы в детских музыкальных школах, занимается обновлением образовательных программ по духовым инструментам. Беляев В. Ф. — автор статей и выступлений на научно-практических конференциях по вопросам духового исполнительства. Хорошим подспорьем для этого служит обширная нотная и книжная библиотека, которую В. Беляев начал собирать еще в молодости, будучи студентом Новосибирского музыкального училища. Ныне вся его личная библиотека находится в рабочем коттедже, что помогает в подборе необходимого репертуара, а также при написании выпускных работ студентов.

Высокий авторитет В. Беляева обусловил участие в жюри различных конкурсов исполнителей на духовых инструментах. Не случайно В.Ф. Беляеву присуждено множество дипломов, полученных за высокую профессиональную деятельность по подготовке юных конкурсантов. Валерий Федорович также награжден многими Почетными грамотами, высшей Национальной наградой общественного признания заслуг «Лучший педагог России», медалью «За вклад в развитие образования», большой медалью фонда «Знанием победишь», знаком отличия «Гражданская доблесть», почетным знаком «Отличник культуры РС (Я)» и др. Валерий Федорович Беляев и ныне неизменно делит свой творческий потенциал между оркестровой и педагогической деятельностью.

Профессорско-преподавательский состав Высшей школы музыки, студенты и учащиеся выражают сердечное признание Вам, маэстро, и желают крепкого здоровья, исполнения всех Ваших благородных устремлений, позитива и дальнейших успехов Ваших учеников!

Думаем, что к нашим поздравлениям присоединяться не только Ваши непосредственные ученики, которые с гордостью, рассказывают, что учились у такого Мастера, но и все музыканты, культурная общественность не только в масштабах республики, но и России.

Источник: Пресс – центр Высшей школы музыки РС (Я).









Евтушенко в моей жизни был всегда… Евтушенко в моей жизни был всегда…
http://monavista.ru/images/uploads/79b47d882a3689060ae4d57283ec8bbe.jpg
Письмо с моей фермы Письмо с моей фермы
http://monavista.ru/images/uploads/92eb5c9944f25688043feb2b9b01e0f2.jpg
Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов
http://monavista.ru/images/uploads/08009197b894c4557dc9c7177e803f77.jpg